Из истории русских мячей

Мячи-гремушки
Народная игрушка, её искусство и ремесло тесно связаны с православной культурой, с художественной жизнью монастырей. Сергиев Посад - центр православия и историческая столица русской игрушки. Это уникальное и символическое слияние. Промысел Сергиевской игрушки развивался рядом с Троице-Сергиевым монастырем. У истоков этого богоугодного дела народ поставил самого Сергия Радонежского. Сквозь столетия прошло предание о том, что Преподобный собственноручно резал деревянные игрушки, одаривая ими детей прихожан Троицкой обители.
Сергиевская игрушка - уникальный сплав живого народного творчества с монастырской художественной культурой, переплав православных художественных традиций по законам традиций фольклорных. Именно эта воспреемственность определила расцвет и высокий профессионализм искусства и ремесла Сергиевской игрушки в 19 веке.
Мяч — древнеславянское слово. В разных славянских языках оно созвучно: в украинском - мяч и в белорусском тоже мяч, болгарское мечка значит "хлеб с сыром в форме шара", а сербохорватское меча - "что-либо мягкое, мякиш хлеба". Лингвисты полагают, что старейшее значение слова "мяч", по-видимому, "мякиш, мягкий шар, предмет, который можно стиснуть, сжать" -от корня *текъ-, *текъкъ - мягок, смякать.
Отголоски древнего звучания долго сохранялись в русском языке, в разговорной речи. В народе до сих пор говорят вместо мячик - мячек, а еще ранее было "мечик". В трудах историка И.Е. Забелина, изучавшего царские описи 17 века, можно прочесть такую запись: "Мечики появлялись у царевен очень рано. Въ 1627 г. Авг. 22, когда царевнъ Иринъ Мих. исполнилось всего только четыре мъсяца, для нея было изготовлено семь сафьяновыхъ мечиковъ съ бубенчиками внутри".
В разных этнокультурных традициях мяч заслужил всевозможные прозвища, меткие и образные. Болгары называют его топка, поляки - пилка, словены - крогла, хорваты -лота, почти как лапта, старинная русская игра с мячом.
В России тряпичные мячики звали шитки, исходя из способа их изготовления, - шитья из тряпок. Ручной мяч кликали и "попинухой" - от действия с ним в игре ногами: попнуть, пинать. Известно множество традиционных игр с мячом, бытовавших повсеместно в детском сообществе ещё в середине 20 века. Поднебески, свечки, хватки, в подкидку, в перекидку, перевёртышки, катыши, колеса, пришлёпы, пятнашки, круговая лапта - эти старинные названия из детства ещё помнят люди старшего поколения. "Мячевые" игры развивали силу и ловкость рук, меткость глаза, быстроту реакции. Полезность такого подвижного тренинга обеспечивала долгую жизнь и спутнику игр, мячику - летучке, сохраняясь в детской игровой культуре сотни лет.
Игры с мячом знали ещё в Древней Руси. Об этом свидетельствуют археологические находки. При раскопках Новгорода, Пскова, Москвы и других древних городов в слоях 10-16 веков найдено множество кожаных мячей. Только в 50-е годы 20 в. новгородские археологические экспедиции обнаружили 120 мячей: тогда впервые стало известно о широком распространении в русском быту среди детей и взрослых игры в мяч. Добротное качество исполнения кожаных мячей говорит о том, что их делали ремесленники - сапожники. А в 15-16 веках появились даже специальные мастера по изготовлению мячей - мячники.
Мяч кожаный. Диаметр 10 см. Россия, конец 18 в. ГИМ.
Шили мячи разных размеров. Малые мячики, вероятно, служили для игр типа лапты. Мячи большого диаметра от 15 до 20 см могли использовать для игр, подобных современному футболу и волейболу.Старинные мячи сделаны из хорошо продубленной кожи, что предохраняло изделие от намокания. Они состоят из трёх деталей. Выкраивали два одинаковых кружка диаметром от 2 до 15 см и прямоугольную полоску кожи, равную по длине окружности заготовок. С ней сшивался сначала один кружок, а затем - второй. Через оставленное небольшое отверстие мяч туго набивали шерстью, мхом или кострикой. Детали сшивались между собой выворотным или потайным швом, для прочности мастера использовали еще узкие ремешки-прокладки, украшенные иногда тонкими серебряными нитями.
Бытовали раньше и мячи необычной цилиндрической формы, которые, очевидно, катали во время игры типа "катание яиц".
Более совершенную форму шара имеют кожаные мячи 18 века. Они сшиты потайным и украшены верховым декоративными швами из 8 одинаковых частей в виде равносторонних треугольников. Со всех сторон мяча читается узор - равноконечный крест в круге - вполне вероятное отражение в игрушке древней символики солнца и земли.
В русской традиции 19 века бытовали кожаные мячи, скроенные из эллипсообразных ластовиц. Сшитую оболочку размачивали в воде и набивали овечьей шерстью, нитками, куделью, конским волосом. После высыхания мяч превращался в ровный плотный шарик.
В деревнях делали также мячики, плетённые из лыковых или берестяных ремешков, красивые и лёгкие. Иногда внутрь насыпали песок или заплетали комок глины - такой мяч "с тяжестью" дальше летел и годился для игры ногами.
Повсеместно в России дети играли в шерстяные мячики. Овечью шерсть сначала скатывали в руках в плотный клубок, затем бросали в кипяток и оставляли там на полчаса. Сжавшийся шарик снова катали в руках, пока он не станет твёрдым, "как дерево". После просушки выходил замечательный упругий мячик, не уступавший прыгучестью резиновому сопернику.
Тряпичные мячики тоже были в самом широком употреблении. Мастерили их разными способами.В Тульской губернии делали скрученные мячики. Остатки цветных тканей или старую одежду разрывали на полоски шириной "с палец" и туго скручивали в клубок. Между собою полоски не сшивали и не связывали, а просто накладывали одну на другую при сматывании. Кончик заправляли за предыдущий слой ленты. Получался твёрдый и прыгучий мячик - клубок. Такие игрушки дети катали по полу, сидя друг против друга и расставив ноги. В уличных играх подбрасывали мяч вверх, разматывая его за кончик. Выигрывал тот, кто при полёте мяча сможет размотать более длинный кончик ленты.
Происхождение клубковых мячей скорее всего связано с тканьём половиков и вязанием лоскутных ковриков, для чего полоски разноцветных тканей сматывали в клубки. Естественно, разноцветные тряпичные шарики вызывали у детей желание превратить их в любимую игрушку. Потакая ребенку, взрослые стали делать клубковые мячики. Их скручивали гораздо туже и ровнее, добиваясь круглой формы и прыгучести шарика.Повсеместно встречались и сшитые тряпичные мячики, набитые ветошью, шерстью, куделью. Они повторяли конструкции старинных кожаных мячей. И в то же время с распространением фабричных тканей игрушки превращались в художественные изделия лоскутного шитья. Здесь-то и проявилось искусное умение монастырских насельниц, которые несли культуру рукоделия в народ.

Мячи-погремушки. Диаметр 8; 6,6; 9,6 см. Начало 20 в. Лоскут, мох, фольга, канитель, вышивка. Покровский Хотьков женский монастырь и мячик-погремушка. Россия. Конец 18 века. Хлопчатобумажная ткань, фольга, трунцал. ГИМ.
   Лоскутный мячик-погремушка из фондов ткани Государственного Исторического музея (ГИМ), - вероятно, самая старая из всех сохранившихся игрушек подобного типа. Происхождение редкого экспоната неизвестно. Однако, судя по оригинальной конструкции мячика-погремушки, подбору тканей и манере украшения игрушка была исполнена монахинями Хотькова Покровского монастыря. Их изделия расходились по всей России, радуя детей разных сословий. Таким мячиком вполне мог играть и маленький Пушкин. Не случайно в экспозиции Государственного музея А.С. Пушкина в Москве находится такой "хотьковский" мячик, реконструированный реставратором И. Грековой по подлиннику из Музея игрушки в Сергиевом Посаде.
МЯЧ - ПОГРЕМУШКА
Хотьковские мячи-погремушки. Диаметр 8 и 9 см. 2008 г. Г. Осиненко, Хотьково.
Традиционный монастырский мяч набивается мхом. Мох заготавливают летом, высушивают на чердаке или в сарае, но не на жарком солнце, чтобы стебли не стали слишком хрупкими и ломкими, а сохраняли упругость.Для изготовления мяча нужно 12 подушечек. Подобрав лоскутки ситца или сатина, сошьём квадратной формы мешочки (4x4 см.; 5x5 см.) и вывернем их лицевой стороной. Затем приготовим набивку - 12 моховых подушечек того же размера, что и мешочки. Свернув небольшой пучочек стеблей мха, перевяжем его крест-накрест обычными швейными нитками, поместим в мешочек, стараясь заполнить углы, и зашьём подушечку наглухо.
Готовые подушечки сшиваем верховым швом " через край" с изнаночной стороны: сначала по 4 шт. вместе, а затем соединяем "верх" и "низ" мяча, вшивая между ними остальные четыре подушечки. Перед тем как пришить последнюю подушечку, внутрь мяча можно поместить камеру с камешками или горохом, свёрнутую из бересты или картона, - для звучания погремушки.
   Швы между подушечками прикрываем тесьмой, шнуром, скрученными цветными нитками, завершив перетяжку мяча петелькой - для подвешивания игрушки. Для окончательной отделки формы в центр каждой подушечки прикрепляем декоративным швом кусочки фольги, цветной бумаги или лоскутики лёгкой ткани. Украшением могут служить и бисер, пуговицы, бусинки - это зависит от вашего вкуса и фантазии. Получится красивый многогранный мяч - произведение лоскутной пластики.

Использован материал из книги — Галина Дайн «Лоскутный мячик»

Вот такие мячи-погремушки получились у нас:
http://igramus7.blogspot.com/p/blog-page_521.html  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ShareThis